Учитель-логопед

Меркулова Мария Васильевна

 

 

 

 

Меркулова Мария Васильевна,

учитель-логопед МКДОУ д/с «Ласточка»

Образование: высшее

Стаж работы: 16лет

Категория: высшая квалификационная категория.

 

2002г. -2007г

 Новосибирский Государственный Педагогический

  Университет.

 Факультет  дошкольной педагогики и психологии детства. 

  Получен диплом о высшем образовании.

  Присвоена квалификация – Учитель-сурдопедагог.

 

 

Прошла курсы повышения квалификации:

«Логопедический массаж в структуре коррекционной работы при нарушениях речи», НИПКиПРО, 2013г.

«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения», Педагогический университет «Первое сентября», г.Москва, 2015г.

«Организация деятельности ПМП консилиумов и территориальных ПМПК», ЧУДПО СИПППИСР, 2017г.

 

 

Что такое логопункт?

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в группы компенсирующей направленности детских садов. Но можно получить помощь логопеда на логопункте в нашем детском саду. Постараюсь подробно ответить на часто задаваемые вопросы родителей.

Что такое логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 4-5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил заниматься с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные дети, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь, ведется специальный журнал.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР; общее недоразвитие речи – ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии; или НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуально-подгрупповая логопедическая образовательная деятельность  проводится 2 раза  в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с Вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном, индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Учитель-логопед осуществляет образовательную деятельность в соответствии составленного расписания в первую и во вторую половину дня. Консультативная работа с педагогами и родителями проводится еженедельно – понедельник, среда, пятница с 14-00 до 15-00.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не превышает 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система. Следует подчеркнуть, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей!

Каким образом родители могут помочь логопеду?

  При зачислении ребенка на логопедический пункт с родителями составляется дополнительное соглашение, подписывается заведующей д/с «Ласточка», учителем-логопедом и родителем. После зачисления ребенка на логопункт, родители обязаны завести тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями для домашних заданий. Учитель-логопед систематически задает домашние задания  каждому, зачисленному на логопункт, ребенку. В доступной для родителей форме расписывает все этапы работы по постановке и закреплению правильного произношения звуков в речи. Предлагает выполнять вместе с ребенком комплексы артикуляционных упражнений для постановки того или иного звука. Подбирает индивидуально упражнения для обогащения словарного запаса ребенка, игры для развития фонематического восприятия, лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития правильного речевого дыхания, связной речи, развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.). Предлагает упражнения для развития мелкой моторики рук и мн.др. Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом и родительские собрания. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка дома! 

 

 

Учитель-логопед вместе со своей семьей приняли участие в районном конкурсе «Масленица-2024»  в изготовлении масленичной куклы и заняли 1 место.  

 

 

В детском саду состоялось методическое объединение «Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО». Учитель –логопед Меркулова Мария Васильевна выступала с докладом по теме «Информационно - коммуникационные технологии». Яркая презентация наглядно продемонстрировала использование ИКТ в работе логопеда и педагогов в ДОУ, были показаны все плюсы и минусы применения и использования компьютерных технологий, показана важность их применения.

Достаточно часто можно услышать скептические высказывания о применении информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. ИКТ - это не только доступно, эффективно, увлекательно и привычно для детей новогопоколения, нои удобнодля современногопедагога.

                    

                     

 

 

Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть коррекционно-развивающего процесса, проводимого в ДОУ. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, развитию речи, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог логопедической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого образовательного процесса. 

В конце февраля - начале марта в нашем детском саду проходили утренники, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта. Дети выразительно читали стихи, с удовольствием исполняли песни, танцевали, участвовали в показе мини-сценок. Не остались в стороне и родители, они принимали активное участие в различных конкурсах, отгадывали загадки, помогали разучивать стихи.

 

 

Традиционным мероприятием было проводы зимы. Ребята совместно со специалистами районного дома культуры и сотрудниками детского сада «Ласточка» встречали праздник Масленицы забавными играми, закличками, веселыми хороводами. Сказочные герои устраивали эстафеты, рассказывали об обрядах проведения праздника, в конце ребят угощали вкусными блинами.

 

 

 

 

 

В феврале 2024 года педагоги детского сада «Ласточка» приняли участие во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России» , проходящей в Кыштовском районе. «Лыжня России» проводится в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» в рамках поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина по увеличению количества людей, занимающихся физической культурой и  спортом.

 

 

 

В кыштовском краеведческом музее создан пункт плетения маскировочных сетей для участников специальной военной операции. Оставаться в стороне не смогли и сотрудники нашего детского сада. Педагоги вместе с детьми активно принимают участие в волонтерских акциях, пишут письма солдатам, дополняя детскими рисунками, участвуют в сборе гуманитарной помощи нашим бойцам. Надеемся, что сети, которые мы помогали плести, спасут жизни многим ребятам.

 

 

 

 

 

На логопедическом пункте продолжается коррекционная работа, на место выпущенных детей с чистой речью, зачислены дети, стоящие на очереди к логопеду. Учитель-логопед,используя игровые методы и приемы, старается проводить больше подгрупповых и групповых занятий, для того, чтобы дети увереннее себя чувствовали на публике, в обществе, не боялись высказываться, тем самым воспитывая само и взаимоконтроль за собственной речью и речью собеседника.

 

 

 

В последнюю неделю декабря в нашем детском саду прошли Новогодние утренники! Каждый год в преддверии праздника педагоги со своими воспитанниками разучивают песни, хороводы, стихи, украшают группы. Учитель-логопед отрабатывает четкое произношение поставленных звуков в стихах, учит их выразительному прочтению. Родители совместно с детьми изготавливают новогодние поделки, готовят великолепные костюмы. Дед Мороз, Снегурочка и множество других сказочных персонажей ожидали наших воспитанников. Разноцветные, сверкающие гирлянды и ярко украшенная ёлочка принесли детям ощущение чуда. С самого начала представления сказочные герои увлекали детей в волшебный мир сказки. Дети окунулись в праздничную атмосферу приключений, поучаствовали в интересных конкурсах. С появлением Деда Мороза начался настоящий праздник с песнями и танцами, хороводами вокруг ёлки. Завершилась неделя новогодних утренников показом театрализованной логопедической сказки «Морозко» с участием детей старшей группы. Вот тут- то дошкольники показали свои таланты, раскрыли свои артистические способности и речевые возможности. Все дошкольники с удовольствием проявляли свои таланты, никто не остался равнодушным. Море радости и эмоций вызвали подарки, врученные детям из рук самого Дедушки Мороза! Праздники получились очень весёлыми и радостными, оставили много приятных впечатлений и эмоций.

 

Во 2 полугодии учителю-логопеду обязательно приходится пересматривать списочный состав детей, зачисленных на занятия. В условиях логопункта это требует особой тщательности в анализе состояния коррекционного процесса в подгруппах детей. На место выпущенных детей с чистой речью зачисляются дети, стоящие на очереди. Результаты радуют как педагога, так и родителей. Логопедическая работа продолжается.

                                     

 

 

 

Тем временем, в старшей группе «Солнышко» активно идет подготовка к театрализованной новогодней сказке. Дети разучивают роли, репетируют танцы и песни, вместе с родителями готовят костюмы, пишут пригласительные билеты, рисуют афишу.

 

 

Детский сад «Ласточка» постоянно сотрудничает со многими социальными партнерами, так 14 декабря воспитанники средней, старшей и двух подготовительных групп посмотрели театрализованную сказку «Заюшкина избушка», подготовленную сотрудниками районного дома культуры. Ребята с интересом наблюдали за сказочным представлением, учились у профессиональных актеров, как они передают свои эмоции и движения, чтобы раскрыть образ сказочного героя. Такие мероприятия очень полезны, так как у ребят предоставляется возможность понаблюдать и поучиться актерскому мастерству у работников РДК, чтобы в будущем не бояться сцены, выступать на утренниках, праздниках,не стесняться быть свободными и раскованными, развивать выразительность речи.

 

28 ноября состоялся семинар «Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». Учитель-логопед Меркулова Мария Васильевна провела мастер-класс с педагогами ДОУ по теме «Использование театрализации в образовательной деятельности» - Сказочное конструирование с игрушками от «киндер-сюрприз» по картам Проппа. Педагоги, разбившись на две команды, с интересом и бурным обсуждением старались придумать самую интересную, поучительную сказку с героями игрушек от «киндер-сюрприз». Познакомившись с картами Проппа, выстроив сюжетную линию, педагоги детского сада продемонстрировали, обыграв на импровизированной сцене, сказки, в которых прослеживалось духовно-нравственное воспитание, патриотизм, любовь к Родине, победа добра над злом, подытожена мораль сказочного сюжета. Многие из педагогов были заинтересованы методикой работы по картам Проппа, сообщили, что будут тоже использовать такие карты на своих занятиях с детьми.

 

 

27 ноября было проведено открытое подгрупповое логопедическое занятие c детьми старшей группы по теме «Экскурс в профессии. Звук [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях». Подгрупповое занятие организовано в соответствии с перспективным планом индивидуально-подгрупповой коррекционно - развивающей работы. Была поставлена следующая цель: создать условия для автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях. Были поставлены следующие задачи: 1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание, учить согласовывать числительные с существительными, познакомить с профессиями людей разных сфер деятельности. 2. Коррекционные: развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад; развивать общую и мелкую моторику, мимическую мускулатуру; формировать глубокий вдох и направленный продолжительный выдох; развивать фонематический слух, учить определять место заданного звука в слове, закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, предложениях, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление. 3. Воспитательные: воспитывать самоконтроль за правильным произношением поставленных звуков, вызывать интерес к занятиям, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании. Поставленные цель и задачи соответствовали содержанию занятия. Занятие было построено с интеграцией образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое. Решение задач достигалось путем применения различных методов и приемов: словесных, наглядных, практических. Основные этапы были выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. Используемый материал был подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей, был яркий, красочный, использовались ИКТ, прослушивание музыкальной записи, применялись нейроупражнения, упражнения по подготовки руки к письму, упражнения по развитию звукового анализа, использовались чистоговорки и языколомки с трудным звуком . Речевой материал соответствовал целям и задачам занятия. На занятии дети работали активно, старались контролировать друг друга и собственное произношение автоматизируемого звука в самостоятельной речи. Результат был достигнут. Фрагменты занятий 17-25 28 ноября состоялся семинар «Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». Учитель-логопед Меркулова Мария Васильевна провела мастер-класс с педагогами ДОУ по теме «Использование театрализации в образовательной деятельности» - Сказочное конструирование с игрушками от «киндер-сюрприз» по картам Проппа. Педагоги, разбившись на две команды,с интересоми бурным обсуждением старались придумать самую интересную, поучительную сказку с героями игрушек от «киндер-сюрприз».Познакомившись с картами Проппа, выстроив сюжетную линию, педагоги детского сада продемонстрировали на импровизированной сцене две сказки, в которых прослеживалось духовно-нравственное воспитание, патриотизм, любовь к Родине, победа добра над злом, подытожена мораль сказочного сюжета. 

 

 

 

В течение октября-ноября в нашем детском саду проходила акция «Киндер-сюрприз», которая была  объявлена учителем-логопедом Меркуловой М.В. с целью пополнения оборудования для индивидуально-подгрупповых занятий с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ. Дети, педагоги и родители активно включились в работу по сбору «киндер» – игрушек. В результате такой акции была пополнена предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Все игрушки, подаренные в кабинет логопеда, будут использованы на занятиях с дошкольниками, пополнят коллекцию игрушек для настольного театра. Спасибо всем, кто принимал участие в нашей акции!

 

 

3 ноября в музыкальном зале детского сада «Ласточка» состоялась премьера театрализованной логопедической сказки «Три поросенка». Дети 2-ой подготовительной группы с успехом выступили перед зрителями – детьми детского сада, педагогами  и родителями.

Целью логопедической сказки являлось  создание условий для развития речевой, эмоциональной, творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

- Закрепить правильное произношение поставленных звуков в предложениях, стихах, самостоятельной речи;

- воспитывать самоконтроль  в процессе речевой самостоятельной деятельности;

- развивать творческие способности детей, актерское мастерство;

- формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, позитивные установки к речевой деятельности.

Ребята, перевоплотившись в героев сказки, с удовольствием продемонстрировали свои актерские навыки, старались четко проговаривать поставленные звуки в словах, предложениях, стихах. Работа по звукопроизношению только началась, но уже видны положительные результаты, дети старались быть раскрепощенными, вживались в образы своих героев, старались использовать средства выразительности. В показе спектакля были задействованы все дети группы. Родители не остались в стороне, они готовили костюмы, помогали разучивать стихи и изготавливать декорации к сказке.

Результат превзошел все ожидания! Маленькие артисты под зрительские аплодисменты исполняли сказочные этюды, зажигательные танцы, песни. В конце сказки победили добро и дружба!

Большое спасибо воспитателю группы Рогатиной Ирине Николаевне и родителям детей за подготовку костюмов, помощь в разучивании ролей, а также музыкальному руководителю - Дагаевой Ирине Юрьевне, за блестящие музыкальные номера, которые украсили и дополнили сказку!

 

 

 

 

 

В конце сентября- начале октября в нашем детском саду были проведены родительские собрания, на которых выступали узкие специалисты и воспитатели групп.

Темой выступления учителя-логопеда являлась «Специфика работы логопедического пункта ДОУ». Учитель-логопед рассказал о целях и задачах на новый учебный год, о порядке зачисления дошкольников на логопункт, были подписаны дополнительные соглашения с родителями и учителем-логопедом, проведено анкетирование родителей по раннему речевому развитию их детей. Рассматривались направления работы учителя-логопеда, формы и методы, основные приемы логопедической работы. В конце выступления, было подчеркнуто, что только в сотрудничестве логопеда с родителями ребенка будут достигнуты результаты в речевом развитии дошкольников.  Практической частью выступлений являлось проведение с родителями артикуляционных сказок, как одной из составляющих работы по коррекции звукопроизношения дошкольников. Родители имели возможность задать интересующие их вопросы, услышать результаты логопедической диагностики, перспективы развития речевого развития каждого ребенка.

 

Во второй подготовительной группе началась подготовка к постановке театрализованной сказки «Три поросенка». Дети познакомились с произведением С.Михалкова, написанным по мотивам английской сказки, слушали аудиозапись сказки перед сном, разбирали с учителем-логопедом основных героев сказки, их характер, поведение.

 Ребята находили положительных и отрицательных персонажей, придумывали вместе с логопедом сценарий сказки на новый лад, добавляли новых героев, чтобы каждому ребенку в группе раздать роль для участия в театрализации.

Самое главное с точки зрения логопеда - создание условий для развития речевой, эмоциональной, творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности. Основными задачами является:

- Закрепить правильное произношение поставленных звуков в предложениях, стихах, самостоятельной речи;

- воспитывать самоконтроль  в процессе речевой самостоятельной деятельности;

- развивать творческие способности детей, актерское мастерство;

- формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, позитивные установки к речевой деятельности.

Ребята всегда активно включаются  в процесс подготовки к театрализованной деятельности: готовят костюмы, репетируют музыкальные номера, разучивают слова, пытаясь выразительно передать основную мысль высказывания.

 

 

 

 

На индивидуально-подгрупповых занятиях также продолжается логопедическая работа по автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, дети учатся различать на слух неречевые звуки, а также звуки речи, знакомятся с лексическими темами, выполняют грамматические упражнения, учатся употреблять в речи предлоги, слова – антонимы, образовывать относительные прилагательные,  составляют предложения по картинкам.

 

 

 

На логопедическом пункте в первые две недели сентября проходит психолого-педагогическая диагностика. По итогам диагностики, учитель-логопед отберет на логопедические занятия детей, которые нуждаются в помощи специалиста.

 

 

 

 

Вот и начался новый учебный год, быстро пролетели летние каникулы!

Дорогие, родители и ребята, поздравляю вас с праздником 1 сентября!!!

Пусть этот учебный год будет успешным, легким и интересным, полный новыми знаниями и открытиями!

По традиции в наш детский сад детей пришли поздравить герои сказок. Веселое мероприятие было насыщено увлекательными рассказами о школе,  интересными играми и шутками. Ребята вместе с ученицей - первоклашкой доказывали озорным мышатам, что учиться – это весело, занимательно и полезно! Девчонки и мальчишки наперебой объясняли глупым мышатам, что нужно делать, чтобы быть умным и успешным, с радостью участвовали в конкурсах и эстафетах, отгадывали загадки, помогали собирать школьные принадлежности. Праздник завершил танцевальный флешмоб.

 

 

 

На логопедическом пункте в первые две недели сентября проходит психолого-педагогическая диагностика. По итогам диагностики, учитель-логопед отберет на логопедические занятия детей, которые нуждаются в помощи специалиста.

 

 

 

 

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 23.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения